Архив публикаций - 2019 год

№ 1

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
ШАГИДАЕВА А.Б. Проблемы государственного управления развитием образования.

В статье рассмотрены роль и значение государственного управления в сфере образования, подчеркнута необходимость поддержания и развития государственно-публичного характера управления образованием и обоснована необходимость вузовского самоуправления. Раскрыты отдельные проблемы управления, которые, исходя из позиций успешного функционирования образовательного учреждения, оказывают наибольшее влияние на образовательный процесс и качество образовательной деятельности. По итогам исследования предлагаются пути оптимизации государственного управления и регулирования в изу¬чаемой сфере. Аргументирован тезис о том, что уровень образования влияет на развитие общества и отдельной личности.
Ключевые слова: образование, управление образованием, оптимизация управления образованием, государственная поддержка образования, качество образовательной деятельности, финансирование сферы образования, педагогические кадры.
Shagidaeva A.B. Problems of public administration of education development
In article the role and value of public administration in education are considered, need of maintenance and development of state and public nature of management of education is emphasized and need of higher education institution self-government is proved. Some problems of management which proceeding from positions of successful functioning of educational institution, have the greatest impact on educational process and quality of educational activity are opened. According the results of a research ways of optimization of public administration and regulation in the studied area are proposed. The thesis that the level of education influences the development of society and the individual is argued.
Keywords: education, management of education, optimization of management of education, state support of education, quality of educational activities, financing of education, educational personnel.

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
ЯКОВЛЕВА Н.Ф. Ценностное самоопределение детей-сирот в процессе социально-культурной деятельности.

Представлен анализ сущности и структуры ценностного самоопределения детей-сирот, а также сопряженных с ним дефиниций. Показана связь ценностного самоопределения детей-сирот с социально-культурной деятельностью. Описаны механизмы и обоснованы организационно-педагогические условия актуализации ценностного самоопределения детей-сирот, реализуемые в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ключевые слова: дети-сироты, ценностное самоопределение, социально-культурная деятельность, организационно-педагогические условия.
Yakovleva N.F. Value self-determination of orphan children in the process of socio-cultural activities.
The analysis of essence and structure of value self-determination of orphan children and also the definitions interfaced to it is presented. Connection of value self-determination of orphan children with social and cultural activities is shown. Mechanisms are described and the organizational and pedagogical conditions of actualization of value self-determination of orphan children realized in the organizations for orphan children and children left without parental care are substantiated.
Keywords: orphan children, value self-determination, socio-cultural activities, organizational and pedagogical conditions.

ЛЕПЕШЕВ Д.В. Социальное воспитание в условиях поликультурного общества.
Статья посвящена проблеме социального воспитания с позиций евразийской идентичности. Даны рекомендации по её решению, в частности, выдвигается концепция евразийства как одного из направлений идеологического развития российского государства и его соседей. Доказано, что данная концепция является плодотворным основанием для формирования воспитательной системы, способной противостоять унификации и вестернизации, вызванной глобализациоными процессами.
Ключевые слова: воспитание, евразийство, идеология глобализации, культурная идентичность, межкультурная коммуникация, поликультурное общество.
Lepeshev D.V. Social education in the conditions of multicultural society.
Article is devoted to a problem of social education from standpoint of the Eurasian identity. Recommendations about its decision are given, in particular, the concept of Eurasianism as one of the directions of ideological development of the Russia and its neighbors is put forward. It is proved that this concept is the fruitful basis for formation of the educational system capable to resist to unification and the westernization caused by globalization processes.
Keywords: education, Eurasianism, globalization ideology, cultural identity, cross-cultural communication, multicultural society.

АЛПАТОВА Н.С., ПРОКОПЕНКО А.Ю., ПОНЬКИНА И.В., МАРЧЕНКО Э.Т. Социально-педагогическая деятельность по формированию семейных ценностей у воспитанников социально-реабилитационного центра.
Рассмотрена специфика социально-педагогической работы по формированию семейных ценностей у воспитанников социально-реабилитационного центра. Описаны этапы опытно-экспериментальной работы по формированию семейных ценностей у данной категории детей. Представлена программа социально-педагогической деятельности по формированию семейных ценностей у воспитанников социально-реабилитационного центра, дана характеристика её содержанию. Проведён анализ эффективности экспериментальной работы.
Ключевые слова: социально-педагогическая деятельность, формирование семейных ценностей, воспитанники социально-реабилитационного центра.
Alpatova N.S., Prokopenko A.Yu., Ponkina I.V., Marchenko E.T. Socio-pedagogical activities for formation of family values at pupils of the social rehabilitation center.
The specifics of social and pedagogical work on formation of family values at pupils of the social rehabilitation center are considered. Stages of experimental work on the formation of family values in this category of children are described. The program of social and pedagogical activity on the formation of family values among the pupils of the social rehabilitation center is presented, a description of its content is given. The analysis of efficiency of experimental work is carried out.
Keywords: socio-pedagogical activity, formation of family values, pupils of the social rehabilitation center.

СЕМЕЙНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
ПЛОТКИН М.М. Социальное воспитание и пубертат.

Социальное воспитание представлено в статье как своеобразный феномен, имеющий место на всех возрастных этапах развития личности - в онтогенезе, филогенезе во всех сферах общественной жизни. Показано, что социальное воспитание на современном этапе развития осуществляется нередко в весьма противоречивой, неоднозначной ситуации: рост социально-стратовой, региональной, этноконфессиональной дезинтеграции, низкий уровень физического и психического здоровья молодёжи, её фрустрации и т.д. Социальное воспитание рассматривается в соотнесении с периодом полового созревания личности - пубертатом, который вносит свои сложности в воспитание и социализацию подростков, так как является одним из наиболее сложных этапов формирования личности.
Ключевые слова: социальное воспитание, пубертат — период полового созревания, подростковый возраст, социализация, воспитание, социальная среда, социально-стратовая дезинтеграция, социальное развитие, морально-этическая сфера, гуманизация социальной среды.
Plotkin M.M. Social education and puberty.
Social education is presented in article as the peculiar phenomenon taking place at all age stages of development of the personality - in ontogenesis, phylogenesis in all spheres of public life. It is shown that social education at the present stage of development is carried out quite often in very contradictory, ambiguous situation: growth social-strata, regional, ethno-confessional disintegration, low level of physical and mental health of youth, her frustration, etc. Social education is considered in correlation with the period of puberty of the personality - a puberty which brings the difficulties in education and socialization of teenagers as is one of the most difficult stages of formation of the personality.
Keywords: social education, puberty, adolescence, socialization, education, social environment, social strata disintegration, social development, moral and ethical sphere, humanization of the social environment.

КАСИМОВ Р.А. Воспитание субъектной позиции ребёнка к формированию своего здоровья.
В статье актуализирована проблема воспитания здоровой личности на основе поиска педагогических средств, базирующихся на идеальном представлении о здоровой жизнедеятельности. Предложена структура здоровой личности, методологической основой которой является экзистенциальный подход. Данная структура отражает компоненты воспитания здоровой личности: образ жизни, компетентность, культуру здоровья и мотивацию. Автор, опираясь на системно-деятельностный подход, определяет основные качества личности, которые формируются у воспитанников в процессе реализации здоровых видов активности: физической, экологической, медицинской, психологической, нравст¬венной и социальной. Установлено, что активность - это главный фактор, формирующий личность. Показано, что здоровые виды активности формируют субъектную позицию ребёнка по отношению к сохранению и укреплению своего здоровья. Даются определения таким понятиям, как «воспитание здоровой личности», «здоровый образ жизни», «здоровые виды активности», «компетентность», «физическое здоровье», «психическое здоровье», «социальное здоровье», «культура здоровья».
Ключевые слова: воспитание, здоровая личность, структура здоровой личности, идеал жизнедеятельности, экзистенциальный подход, здоровый образ жизни, системно-деятельностный подход, компетентность, физическое здоровье, психическое здоровье, социальное здоровье, активность, здоровые виды активности, культура здоровья, мотив, субъектная позиция, сохранение и укрепление здоровья, средства воспитания.
Kasimov R.А. Education the child's subject position to formation of their health.
In article the problem of education of the healthy personality on the basis of search of the pedagogical means which are based on ideal idea of healthy activity is staticized. The structure of the healthy personality which methodological basis is existential approach is offered. This structure reflects components of education of the healthy personality: lifestyle, competence, culture of health and motivation. The author, based on a system-activity approach, determines the basic qualities of the personality which are formed at pupils in the process of realization of healthy types of activity: physical, ecological, medical, psychological, moral and social. It is established that the activity is the main factor forming a personality. It is shown that healthy types of activity form a subject position of the child in relation to preservation and strengthening of the health. Definitions are given to such concepts as «raising a healthy personality», «healthy lifestyle», «healthy types of activity», «competence», «physical health», «mental health», «social health», «the culture of health». person is submitted.
Keywords: education, healthy personality, structure of a healthy personality, life ideal, existential approach, healthy lifestyle, system-activity approach, competence, physical health, mental health, social health, activity, healthy types of activity, culture of health, motive, subject position, preservation and strengthening of health, educational tools.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
КОЧЕТОВА А.А. Стандарт профессиональной педагогической деятельности: потребности и возможности.

Статья посвящена актуальной проблеме профессиональных стандартов педагогической деятельности, внедрение которых неоднократно переносилось из-за психологической и практической неготовности к этому учителей. В настоящее время дата внедрения отложена до 1 сентября 2019 года. Автором обосновывается необходимость профессионального стандарта для обеспечения качества образования как непреложного фактора развития и процветания общества; раскрываются новые аспекты понимания необходимости стандартов - для работы с «большими данными», упрощения работы, облегчения жизни и взаимодействия людей; предлагается включиться в разработку школьного компонента стандартов для того, чтобы были учтены потребности каждого педагогического коллектива.
Ключевые слова: стандартизация, стандарт, профессиональный стандарт, качество жизни, качество образования, потребности, «большие данные», профессиональное развитие.
Kochetova A.A. Standard of professional pedagogical activity: needs and opportunities
Article is devoted to the actual problem of professional standards of pedagogical activity which introduction was repeatedly postponed due to the psychological and practical unavailability of teachers for this. Now date of implementation is postponed until September 1, 2019. Need of the professional standard for ensuring quality of education as indispensable factor of development and prosperity of society is proved by the author; it reveals new aspects of understanding of need of standards — for work with «big data», simplification of work, simplification of life and interaction of people; it is offered to join in development of a school component of standards in order that needs of each pedagogical collective were considered.
Keywords: standardization, standard, professional standard, quality of life, quality of education, needs, «big data», professional development.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА: ТЕХНИКИ И МЕТОДИКИ
КАХАРОВА Л.Д. Повышение качества образования — ключ к улучшению качества жизни.

Автор рассматривает негативные черты российского менталитета, которые определяют низкий уровень жизни в стране. Обосновывает необходимость целенаправленной работы по искоренению привычек людей, тормозящих повышение производительности труда и уровня жизни населения России.
Ключевые слова: уровень жизни, производительность труда, качество работы, менталитет, привычки.
Kakharova L.D. Improvement of quality of education — a key to improvement of quality of life.
The author considers negative features of the Russian mentality which define the low standard of living in the country. Justifies the need of purposeful work on eradication of habits of the people who are slowing down increase in labor productivity and standard of living of the population of Russia.
Keywords: standard of living, labor productivity, quality of work, mentality, habits.

АЛПАТОВА Н.С., ПРОКОПЕНКО А.Ю., ФУРЕЕВА Е.П., ЛОСКУТОВА Е.В., УЛЬЯНОВА И.А. Логопедическая абилитация детей раннего возраста: социально-педагогический аспект.
Рассмотрена проблема организации и содержания логопедической абилитационной помощи детям раннего возраста. Описаны этапы и основные направления, логопедической абилитации. Дана характеристика содержанию коррекционно-логопедической работы по развитию речи детей в периоды от года до двух лет и с двух до трёх лет. Представлены формы работы с родителями и правила, которыми руководствуется логопед в процессе оказания консультативной помощи семье ребёнка раннего возраста.
Ключевые слова: логопедическая абилитация, организация и содержание работы, дети раннего возраста, социально-педагогический аспект.
Alpatova N.S., Prokopenko A.Yu., Fureeva E.P., Loskutova Å.V., Ulyanova I.A. Logopedic abilitation of children of early age: socio-pedagogical aspect.
The problem of the organization and content of the logopedic abilitation help to children of early age is considered. Stages and the main directions of a logopedic abilitation are described. The characteristic of the content of correction-logopedic work on the development of children's speech in the periods from one to two years and from two to three years is given. Presents the forms of work with parents and the rules that guide the logopedist in the process of providing advice to the family of the child of early age is guided.
Keywords: logopedic abilitation, organization and content of work, children of early age, social and pedagogical aspect.