Архив публикаций - 2018 год

№ 1

К ДЕСЯТИЛЕТИЮ ЖУРНАЛА
БОЧАРОВА В.Г. Приоритеты современной социальной педагогики в векторе развития России.

Эффективность социальной политики, касающейся каждого жителя России, во многом зависит от научного обеспечения политических решений, от глубокого знания социально*экономических проблем, порождённых на просторах нашей великой страны. Российская педагогическая наука, в том числе социальная педагогика, получила государственный заказ — провести в ближайшие годы социокультурную модернизацию образования. Определены государственные задания на исследования по нескольким направлениям, касающимся жизни общества. В нескольких направлениях участвуют группы учёных, вузов, практиков, представляющие современную социальную педагогику в России.
Ключевые слова: государственный заказ, социокультурная модернизация образования, социальный запрос личности, стратегия социокультурной модернизации, обеспечение социальной безопасности детей и молодёжи, профессиональное социально-педагогическое образование, сотрудничество в области развития профессионального образования.
Bocharova V.G. Priorities of modern social pedagogics in a vector of development of Russia.
The efficiency of the social policy pertaining to every citizen of Russia in many respects depends on scientific providing political decisions, on profound knowledge of the social and economic problems arising on open spaces of our great country. The Russian pedagogical science, including social pedagogics, received the state order — to carry out sociocultural modernization of education in the next years. The government tasks for researches on several directions relating to life of society are defined. In a number of such directions the groups of scientists, university professors and practitioners representing modern social pedagogics of Russia participate.
Keywords: government tasks, sociocultural modernization of education, social inquiry of the personality, strategy of sociocultural modernization, ensuring social safety of children and youth, professional social-pedagogical education, cooperation in development of professional education.

I. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
1. СЕНАТОР С.Ю., СЕДЫХ В.В., ФАРНИЕВА М.Г. Освоение правовых аспектов профессиональной деятельности при подготовке менеджеров образования.

В статье раскрываются правовые аспекты профессиональной подготовки менеджеров образования с учётом освоения ими законодательно-правовых основ управления образовательным учреждением; приводится анализ уровней образовательного законодательства, актуализируется использование активных форм и методов освоения норм образовательного права.
Ключевые слова: образовательное законодательство, менеджмент в образовании, магистратура, активные методы обучения.
Senator S.Yu., Sedykh V.V., Farniyeva M.G. Mastering of legal aspects of professional activity in training of managers of education.
Legal aspects of professional training of managers of education taking into account mastering of legislative and legal bases of management by them of educational institution reveal in article; an analysis of levels of the educational legislation is provided, use of active forms and methods of mastering the norms of educational law is actualized.
Keywords: the educational legislation, management in education, magistracy, active methods of teaching.

2. НИКИТИН В.Н. Значение функций полимодального движения в социальной педагогике и практической психологии.
Статья посвящена исследованию значения и роли научных школ психологии в раскрытии генезиса (природы) движения. Особое внимание уделено анализу функций полимодального движения в социальной педагогике и практической психологии. Представлена авторская модель использования полимодального движения в развитии высших психических функций и коммуникативных способностей.
Ключевые слова: полимодальное движение, социальная педагогика, практическая психология, научная школа.
Nikitin V.N. Values of functions of the polymodal motion in social pedagogics and practical psychology.
The study of the significance and a role of psychological scientific schools in disclosure of genesis (nature) of the motion are devoted in article. Special attention is paid to the analysis of functions of the polymodal motion in social pedagogics and practical psychology. The author's model of use of the polymodal motion in development of the higher mental functions and communicative abilities is presented.
Keywords: polymodal motion, social pedagogics, practical psychology, scientific school.

3. ВЕРЕЙКИНА О.В. Социально-педагогическая работа с подростками: диагностика склонности к девиантному поведению.
В статье рассмотрены факторы, определяющие актуальность изучения предпосылок и механизмов формирования различных форм отклоняющегося поведения подростков. Приведены результаты диагностики акцентуированности характера 14–15-летних подростков и измерения их готовности и склонности к отклоняющемуся поведению. Исследование, проведённое в Оренбургской области, позволило не только осветить ситуацию, сложившуюся сегодня в среде младших подростков, но и выявить ряд общих системных проблем в сфере социально-педагогической работы.
Ключевые слова: подростки, девиантное поведение, агрессия, акцентуация характера, аутоагрессия, делинквентное поведение, аддиктивное поведение, гендерные стереотипы, семейное воспитание.
Vereykina O.V. Social and pedagogical activities with teenagers: diagnostics of tendency to deviant behavior.
The factors defining relevance of studying of prerequisites and mechanisms of formation of various forms of deviant behavior of teenagers are considered in article. Results of diagnostics of the accentuation of the character of 14–15-year -olds teenagers and measurement of their readiness and tendency to deviant behavior are presented. The research conducted in the Orenburg region allowed not only to cover the situation which developed today among younger teenagers but also to reveal a number of the general system problems in the sphere of social and pedagogical work.
Keywords: teenagers, deviant behavior, aggression, accentuation of the character, autoaggression, delinquent behavior, addictive behavior, gender stereotypes, family education.

II. СЕМЕЙНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
1. РАХМАТУЛИН Р.Я. Предметно-развивающая среда детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания.

В статье рассматриваются вопросы создания предметно-развивающей среды для детей раннего и дошкольного возраста, особенности организации и проведения сюжетных и сюжетно*ролевых игр. Статья рекомендуется родителям, воспитателям образовательных учреждений, студентам педагогических колледжей и вузов.
Ключевые слова: предметно-развивающая среда, сюжетные игры, сюжетно-ролевые игры.
Rakhmatulin R.Ya. Subject and developing environment of preschool children in conditions of family education.
Questions of creation of the subject developing environment for children of early and preschool age, feature of the organization and carrying out subject and subject role-playing games are considered in article. Article is recommended to parents, educators of educational institutions, students of pedagogical colleges and universities.
Keywords: the subject and developing environment, subject games, subject role-playing games.

2. РЯБЦЕВ В.К., РЯШИНА В.В., БОЯРИНЦЕВА А.В. Антропопрактика воспитательной деятельности.
В статье рассматривается опыт организации ряда культурно-образовательных проектов как современной практики воспитательной работы. Такая практика в контексте антропологии образования может быть определена как антропопрактика. Даётся описание форм практики и представлен анализ опыта реализации проектов с точки зрения развития сущностных способностей человека.
Ключевые слова: воспитательная работа, антропология образования, антропопрактика, культурно-образовательный проект, профессиональное развитие, рефлексия, субъектная позиция, личностная позиция, со-бытийное пространство, детско-взрослая со-бытийная общность, профессиональная общность.
Ryabtsev V.K., Ryashina V.V., Boyarintseva A.V. Anthropopractice of educational activity.
The experience of the organization of a number of cultural and educational projects as modern practice of educational work is considered in article. Such practice in the context of anthropology of education can be defined as anthropopractice. The description of forms of practice is given and the analysis of experience of implementation of projects from the point of view of development of intrinsic abilities of the person is submitted.
Keywords: educational activity, anthropology of education, anthropopractice, cultural and educational project, professional development, reflection, subject position, personal position, co-existence space, child-adult co-existence community, professional community.

III. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
1. ГУРЬЯНОВА М.П. Образовательные и профессиональные стандарты социальных педагогов: линии сопряжения.

В статье раскрывается проблема стандартизации профессии «Социальный педагог». Отмечается, что в профессиональном и образовательном стандартах наблюдаются существенные различия в определении компетенций социального педагога — особенно в сфере воспитания детей и взрослых. Анализируются профессиональные и образовательные стандарты, разработанные на различных этапах развития социальной педагогики в России.
Ключевые слова: профессиональный и образовательный стандарт социального педагога; многопрофильность и полисубъектность социально-педагогической деятельности; социальная педагогика и профессия «социальный педагог».
Guryanova M.P. Educational and professional standards for social workers: the line interface.
The article reveals the problem of standardization of the profession «Social pedagogue». It is noted that in the professional and educational standards there are significant differences in determining the competence of the social pedagogue — especially in the field of education of children and adults. Professional and educational standards developed at different stages of social pedagogy development in Russia are analyzed.
Key words: professional and educational standard of the social teacher; the versatility and polysubject socio-pedagogical work; social pedagogy and the profession «social pedagogue».

2. ПРОКОПЕНКО А.Ю. Теоретические предпосылки формирования темпоральной компетентности при профессиональной подготовке специалистов.
В статье рассматривается проблема социализации детей с ОВЗ с точки зрения субъектного подхода, создания событийного воспитательного пространства как средства формирования временной перспективы данной категории детей, а также подготовки будущих дефектологов к организации этого процесса с использованием инновационных методик.
Ключевые слова: темпоральная компетентность, дети с ограниченными возможностями здоровья, социализация.
Prokopenko A.Y. Theoretical prerequisites for the formation of temporal competence in the professional training of specialists.
The article discusses the issue of socialization of children with disabilities from the point of view of the subjective approach, the need to create a event and educational space in formation of temporal perspective of this category of children and training of future pathologists for the organization of this process, using innovative techniques.
Keywords: temporal competence, children with disabilities, socialization.

IV. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА: ТЕХНИКИ И МЕТОДИКИ
ХОРОХОРИНА Ю.Н. Мастерская эффективного лидерства.

В статье освещается опыт работы муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр внешкольной работы» по выявлению и педагогическому сопровождению развития лидерских способностей (качеств) воспитанников подростковых клубов по месту жительства.
Ключевые слова: социализация, самореализация, социально-значимая деятельность, социальная активность, группы компетентностей.
Horokhorina Yu.N. Workshop of effective leadership.
Experience of Municipal state funded educational institution of additional education «The center of out*of*school activity» for identification and pedagogical maintenance of development of leader abilities (qualities) of pupils of teenage clubs at the place of residence is covered in article.
Keywords: socialization, self-realization, socially important activity, social activety, groups of competences.